- Возникают вопросы и к конкретным пунктам путинского поручения. Скажем,
президент требует расширить механизм предоставления госгарантий. Но мы
видели, как работают такие механизмы на практике в середине 1990-х.
Тогда государство выделило субсидии на развитие малого бизнеса 50
тысячам предпринимателей. Но деньги эти до получателей не дошли – они
осели в карманах родственников и друзей чиновников, ведавших их
распределением. В случае с госгарантиями история может повториться.
Президент, кроме того, предлагает улучшить налоговое администрирование. На деле,
следовало бы снять с налоговиков план по сбору «дани» с бизнеса. Сегодня
налоговая инспекция приходит к бизнесмену, накладывает на него
административный штраф, и замораживает счета предприятия. Сплошь и рядом
претензии ничем не обоснованы – просто инспекции нужно выполнять план
по сбору налогов. А как его выполнить, если экономика валится?!
Только вот таким способом – «прессованием» бизнеса. Потому бизнес бежит
из России.
Вообще, если говорить о налоговом администрировании, следует решить кардинальную проблему:
поменять систему бухгалтерской отчетности и объединить ее с системой
налоговой отчетности. Это очень непростая задача в масштабах страны, но
необходимая как воздух для развития экономики.
Я также не понимаю, почему в поручениях речь идет о каких-то частичных
преференциях при госзакупках товаров, произведенных в России. Правила
ВТО, между прочим, позволяют любые меры по стимулированию госзакупок
отечественных товаров. Грубо говоря, мы имеем право сказать зарубежным
партнерам: идите к черту – мы покупаем за бюджетные деньги только
российские товары! Правда, в этом случае, если президент захочет
кататься на приличной машине – ему придется для начала поднять
отечественное автомобилестроение. И авиационную промышленность тоже,
если он не хочет разбиться в авиакатастрофе. Нужен ли такой подход
нынешней элите – огромный вопрос.
А фраза, что надо преодолевать ведомственные барьеры для нашего
экспорта?! На деле, это российскому экспорту надо преодолевать барьеры
ВТО. С 2000 года наша власть вела переговоры по присоединению России к
ВТО – и добилась желаемого. Правда, это присоединение произошло на
заведомо кабальных условиях. По-хорошему, следовало бы не выявлять
ведомственные барьеры, а завести уголовные дела на ряд высших чиновников
за принятие этого антинародного решения.
Каким будет итог реализации президентских поручений? Думаю, дело в очередной раз закончится пшиком – большим пшиком…
источник